Опять о прошлом...
Ну о прошлом я писал и пишу достаточно часто… Если вообще пишу...
(Кстати, тема будет о мужчинах — но на иллюстрациях будут девушки — как же без них?!!)
Если говорить о том, кем были древние русы — славянами или германцами, или финно-уграми — то тут ученые спорят, а простые люди (такие как я) «стоят на своем» и плюют на несовпадающие мнения. Я считаю, что славянами (при этом не надо считать, что русы это нынешние русские — ибо нынешние русские — это коктейль из тех же славян, финно-угров, кочевников (типа печенегов и хазар) и еще прорвы больших и мелких, существующих и «растворившихся» национальностей).
Но поговорим о прошлом. Какие имена (я не беру княжеские) сохранила для нас история среди русов в берестяных грамотах? (Я сегодня буду рассматривать только их — и так будет много букофф для поста).
1) Якунъ, Акунъ — скорее всего от др. сканд. Hakon, Hakun. Хотя, возможно от кельского Aconius/Acuinus. Хотя возможно этимология этого имени, восходит к индоевропейскому слову, связанному с такими древнеиндийскими именами как Açvas, Açvaρatis, Açvasēnas, в которых первый компонент восходит к обозначению дикой лошади, а также созвучно с древнегерманским hanha «конь». Прижилось на новгородской земле. От него происходит фамилия Якунин (1179-е место по частоте русских фамилий). Генеалогический миф из «Бархатной книги» 17 века так описывает предков-мужчин боярина Гаврилы Алексича, участника Невской битвы: «изъ немецъ пришолъ Радша. А у Радши сынъ Якунъ. А у Якуна сынъ Алекса»
2) Глеб, а также уменьшительные формы Глѣбко (гр. 739) и Глѣбець — от Guðleifr, раннее заимствование в славянской среде. Хотя скорее всего имя Глеб происходит от славянского слова «глеба», и по сей день существующего в польском языке и означающее «земля», «пашня», «почва», Имя «дожило» до наших дней.
3) Улеб — на первый взгляд это «родственник» Глеба. Однако исследователи настаивают, что это Óláfr (Олаф) или же Ulfr — 'Волк'. В современной Швеции Ульфы не редкость.
Однако не все так просто — был такой вождь неких “рубов” Валипса (Ουάλιψ) из сообщения Приска Паннийского. Который захватил город Новидун и готовил другие походы на Фракию и Иллирию. Что датируют примерно 435-441 годами. Исследователи также обращают внимание на то, что имя этого Валипса очень напоминает имя “скифа” Уллибоса (Ουλλιβος), который по сообщению Иоанна Антиохийского был убит там же, во Фракии около 469/470 годов. Форма рубы – может быть либо искажением от слова руги, либо передачей значения их имени, связанного с красным цветом. Прозвищем, или переводом его на латынь. В которой “rubeos” – “красный”, “rubeo” – “быть красным”. При этом “скифами”, или “тавроскифами” византийцы в своих текстах позже также часто именуют русских. Используя эти эпитеты помимо основного своего варианта их названия – “росы”. Настоящие скифы, к 5 веку нашей эры, а тем более к 9, 10, 11 уже давно прекратили своё существование. Но византийцы часто использовали их древнее имя при описаниях руси. Сами же формы Ουάλιψ (Оуалипс, или Валипс) и Ουλλιβος (Оуллибос, или Уллибос) – достаточно очевидно (и даже удивительно) близки к имени Улеб, или Оулеб. По сути, являются просто греческими записями этого имени, оснащёнными характерным для имён в греческой и римской передаче,”c” на конце слова. В первом случае через использование буквы пси (ψ) во втором через применение окончания ос (ος).
Таким образом, имя Улеб видимо, вообще может относиться к числу древнейших, исконных русских имён. Если его использовали ещё руги, осевшие на Дунае и ходившие оттуда громить Балканы. И этим, оно, безусловно, весьма интересно!
4) Синько — по-видимому, является славянским именем, но не исключено, что это славянизированное *Sink от др.-ск. sı́nkr ‘жадный’. Встречалось в 16-м веке. Сразу вспоминаются имена Жадънъ (Жаден), Жадко, известные по некоторым грамотам и подписи переписчика. Однако стоит вспомнить, что глагол жадати — 'хотеть, желать; жаждать; вожделеть'. Так что славянский Жаден запросто может быть метатезическим братом Ждана.
5) Труанъ — по форме сканд. Возможно, подверглось влиянию имени Троянъ («Слова о полку Игореве» и «Хождения Богородицы по мукам» 12-го века). А вообще Троян — это мифологизированный образ императора Трояна. Что интересно, галльский колдун Траян/Траин (др.-сканд. Þráinn) упомянут также в Саге о Хромунде Грипссоне.
6) Рюрѧ — Рюря (гр. 804 конца 12 в.) — уменьшительное от Рюрикъ (Сокол). Что-то вроде Сани, Вани и Мани только той поры.
7) Гомола — славянское. Значения: верзила, дубина, полный, тучный человек.
8) Борич и Тудор — имеют параллели в южнославянских языках.
9) Воист — славянское — «воинственный», как и Воєславъ.
10) Тодоръко (гр. 39, 710), Тудоръ (гр. 348, 449, 724, 903), Тудоровъ (гр. 632, 789), Тудоръко (гр. 825). Вероятно, сохранено в Хорватии в качестве фамилии. У следующих имен нет надежной этимологии: Тулб, Тилеи, Истръ, Карнъ, Въиск.
Вот как-то так...
Я не готов сейчас утверждать, что все эти имена — русские… Но ведь интересно же!!!
при таких картинках текст трудно читается))
Ну что я могу сказать — сначала посмотри… Потом остынь… Потом читай!
Что в вымени тебе моем… 😊
Мария не русское имя - Имя Мария имеет древнееврейское происхождение, оригинальная форма מרים [marjam] (Maryam) — Марьям. Обычно считается, что оно происходит от корня מ־ר (m-r), означающего «быть горьким».
Ну почему нет — у меня жена — Светлана. Чисто русское имя!
«да кто есть кто?
Да кто был кем?
— мы никогда не знаем,
С ума сошли генетики от ген и хромосом...
...
Не лучше ли при жизни быть нормальным человеком»
*приличным человеком
Не знаю как тебе, а мне не хочется быть «Ванкой, родства не помнящим»!!!
Знать об этом хорошо. Но я не об этом
дейбл-вымя-узнаваемо… афтор не потеряется...
А почему я должен прятаться?
вы.?.. нет)… а вот как нас майлав разбросал… так вот поди догадайся кто есть… кто… а у вас лейбл)